Композитор Талгат Абишев: – Африканцы быстро освоили домбру.
Дружба и сотрудничество между различными этносами нашей страны имеют огромное значение. Сегодня особенно заметна любовь представителей других национальностей к духовно-культурным ценностям казахского народа, в том числе к его музыке. Особенно выделяется наш национальный инструмент — домбра, который благодаря своему уникальному звучанию начал широко узнаваемо представляться миру.

Дружба и сотрудничество между различными этносами нашей страны имеют большое значение. Сегодня особенно заметна искренняя любовь представителей других национальностей к духовно-культурным ценностям казахского народа, особенно к его музыке. Особое место занимает наш национальный инструмент — домбра, который благодаря своему уникальному звучанию начал завоёвывать мировую известность.
Недавно в социальных сетях широко распространилось видео, на котором темнокожие молодые люди виртуозно играют на домбре. Этот яркий момент ещё раз подтвердил уникальность и самобытность нашей культуры. Мелодия, исполненная на домбре, и мастерство иностранных музыкантов вызвали восхищение у многих. Многие СМИ написали об этом. Однако, к сожалению, в тени остался человек, который обучил этих ребят – музыкант и композитор из Усть-Каменогорска Талгат Абишев. В преддверии Дня единства народа Казахстана журналист сайта Altainews.kz побеседовал с педагогом, который популяризирует казахскую домбру не только среди детей, но и среди иностранцев.
– Талгат Асылханович, какую роль играет домбра в вашей жизни? С чего началось ваше знакомство с этим инструментом?
– Я родом из села Жоғарғы Тайынты Уланского района. У нас была семейная музыкальная группа — ансамбль Абишевых. С раннего детства я был рядом с родителями, и в шесть лет, когда пошёл в первый класс, увидел, как отец играет на домбре, и тоже захотел научиться. Первые уроки получил от него.
Позже мы переехали в село Мамай, а я поступил в школу-интернат имени Ленина в Усть-Каменогорске. Там наш преподаватель Канаибек Алдашев организовал ансамбль, в котором я продолжил играть на домбре. Он научил меня многим кюй (инструментальным пьесам), а также, несмотря на то, что я учился в музыкальной школе всего год, учитывая моё семейное музыкальное воспитание, оказал большую поддержку.
Когда он уехал, я всё равно не бросил домбру. В университете моим основным инструментом был баян, а домбра — дополнительным.
Позже, в рамках программы «Мұрагер», мы начали обучать детей игре на домбре. Мы изучили методику преподавания у таких педагогов, как Абдулхамит и Сайра Райымбергеновы. С тех пор я уже более 20 лет обучаю детей игре на домбре.
– В чём уникальность программы «Мұрагер»? Почему вы выбрали именно этот метод? Насколько эффективен подход без использования нот?
– Уникальность программы заключается в авторской методике Абдулхамита Райымбергенова. Он продолжил традиции великих кюйши — Курмангазы, Таттимбета, Мади — и обучал игре на слух, без нот, опираясь на зрительное и слуховое восприятие.
Ещё одна особенность — полное включение всех учеников класса без предварительного отбора. С первого по седьмой классы дети изучают не только технику игры, но и историю происхождения кюев, биографии кюйши и смысл произведений. Таким образом, обучение становится содержательным и осмысленным.
Программа предусматривает один кюй и две песни на каждый класс. Конечно, дети осваивают материал по-разному, но мы не делаем различий: каждый получает шанс. Бывает, ребёнок не справляется в этом году, но в следующем уже уверенно играет. А через пару лет становится одним из лучших. Главное — не отталкивать.
– Есть ли среди ваших учеников те, кто особенно запомнился или стал известным?
– У меня много учеников, ведь я обучаю почти 20 лет. Начал с 3-й школы, затем работал в школах №1, №24, №47 и «Нұрорда». Точное число учеников не скажу, но их много. Некоторые продолжают обучение в музыкальных колледжах.
Запомнились особенно одарённые дети. Например, Асанәлі, который закончил «Нұрорда» в прошлом году, и Санжар, поступивший в университет. Они побеждали на республиканских конкурсах.
– Что значит для региона расширение программы «Мұрагер»?
– Сейчас программа активно внедряется в школах. Раньше она была только в школах №16 и №20. Я начал преподавать её в 3-й школе после участия в семинаре. Тогда я был замдиректора по воспитательной работе. Благодаря поддержке администрации школы, мы стали второй школой в городе, принявшей эту программу. Позже провели семинары и распространили методику в другие школы.
Сейчас в Усть-Каменогорске уже много школ работают по «Мұрагеру». В Школе искусств «Жұлдыз», где я сейчас работаю, программа также применяется. Особо хочу отметить директора Дархана Касенова, который после участия в семинаре в Павлодаре стал активным её сторонником.
Программа успешно внедряется в сёлах Амангельды (Самарский район), в Каратале (Зайсанский район), в школе имени Оралхана Бокея в Глубоковском районе. Там работают мои коллеги и ученики, и мы поддерживаем постоянную связь.
– Видеоролик с африканскими учителями вызвал широкий резонанс. Как вы обучали их? Столкнулись ли с трудностями из-за языкового барьера?
– Да, когда я работал в «Нұрорда», два преподавателя из Уганды — Николас Каемба и Алиу Муантага — проявили интерес к домбре. Я предложил обучить их, они с радостью согласились. Мы встречались раз в неделю. Конечно, языковой барьер был: они говорили по-английски, с разным акцентом. Поэтому я начал с народной песни «Gүлдер», отправлял текст через WhatsApp. Сначала они выучили слова, затем мелодию. За два месяца полностью освоили песню.
Позже я начал обучать начальной части кюя «Тепенкөк». Хотя я уже не работаю в школе, они продолжают заниматься с преподавателем по имени Едиль. Слышал, что уже осваивают кюй «Келіншек». Это — настоящая преданность и уважение к казахскому национальному искусству.
– Есть ли другие иностранцы, обучающиеся игре на домбре?
– Сейчас обучение иностранцев временно приостановлено, так как я ушёл из «Нұрорда». Но ранее интерес проявляли и представители других наций. Например, Даниил Гречухин, Саша и девочка по имени Ясина очень хорошо играли. К сожалению, сейчас они уехали, но их любовь к домбре осталась в памяти.
– Как вы считаете, почему иностранцы так хорошо воспринимают казахскую музыку?
– Думаю, потому что наша музыка — искренняя и проникает в душу. Африканцы, с которыми я работал, оказались очень музыкальными. Они легко запоминали ритм, быстро осваивали мелодии. Николас даже танцевал «Қара жорға» на Наурыз. Они сами купили себе домбры и увезли их с собой. Думаю, когда они вернутся на родину, будут рассказывать, что жили в Казахстане, познакомились с культурой и традициями, выучили игру на домбре. Это — вклад в продвижение нашей культуры за рубежом.
– Какой проект вы бы хотели реализовать в будущем?
– Есть давняя мечта — собрать как можно больше детей и исполнить кюй одновременно. В 2004 году в Усть-Каменогорске мы собрали 500 детей, которые сыграли вместе. Недавно в Астане более 2,5 тысячи детей установили мировой рекорд. А моя мечта — чтобы каждый ребёнок, кем бы он ни стал в будущем, знал и чувствовал домбру. Пусть он даже не станет профессионалом — если в кругу друзей он сыграет кюй и вспомнит свою культуру, значит, цель достигнута. А если кто-то из моих учеников однажды скажет: «Это всё благодаря Талгату-агаю» — для меня это будет самая большая награда.
– Ваше пожелание ко Дню единства народа Казахстана?
– В нашей стране в мире и согласии живут представители более 130 этносов. Это наш общий праздник. В честь этого дня 1 мая на площади перед мечетью Халифа Алтай 200 детей одновременно исполнят кюй. Сейчас идёт активная подготовка. Наша цель — показать народу мастерство детей и укрепить единство. С наступающим праздником!
– Спасибо!