Воздушные ворота Востока: в ВКО строят сразу два аэропорта

В Восточно-Казахстанской области реализуется масштабный транспортный проект – в регионе начато строительство двух новых аэропортов. Как рассказала пресс-секретарь Министерства транспорта РК Ляззат Стамгазиева, объекты возводятся по поручению Главы государства и станут драйверами регионального развития, передает корреспондент Altainews.kz.
Два новых аэропорта – в Зайсане и в Катон-Карагае – входят в число четырех ключевых проектов, реализуемых в авиационной отрасли Казахстана в 2025 году. Помимо них, строительство идет в Кендерли (Мангистауская область), а в Аркалыке (Костанайская область) проводится полномасштабная реконструкция существующего аэродрома.
Вопрос локации будущих аэропортов в Восточно-Казахстанской области был решен с учетом множества факторов: климатических условий, доступности автотрасс, логистики и уже существующей инфраструктуры. Так, Зайсанский аэропорт строится в 25 километрах от города, рядом с селом Сатпаев – там ранее функционировал военный аэродром, что облегчило старт строительных работ.
Катонкарагайский аэропорт будет расположен рядом с трассой Калбатау – Майкапчагай, вблизи туристических маршрутов и природных достопримечательностей региона. При выборе площадки также учитывались метеорологические условия и «роза ветров».
Первоначально оба аэропорта будут ориентированы на внутренние перевозки – прежде всего, рейсы в Астану и Алматы. В дальнейшем рассматривается возможность открытия международных направлений, особенно в летний туристический сезон.
Для обслуживания маршрутов планируется использовать региональные воздушные суда – CRJ, ATR и Bombardier. Как рассказала представитель Минтранса, сейчас отечественные авиакомпании прорабатывают возможность закупа этих лайнеров через Фонд развития промышленности.
Всего в стране действует пять казахстанских авиакомпаний, и после завершения строительства станет известно, кто именно будет выполнять рейсы в Зайсан и Катон-Карагай. Чтобы сделать перелеты доступными, государство планирует субсидировать часть маршрутов. Цена билетов на таких рейсах составит от 15 до 18 тысяч тенге. Это важная мера поддержки для развития отечественного авиарынка и стимулирования мобильности населения.
Новые воздушные гавани призваны не просто соединить отдаленные территории с центром страны. Это – мощный толчок для развития локальной экономики. По словам пресс-секретаря, только на этапе запуска будет создано порядка 600 новых рабочих мест.
С открытием аэропортов ожидается кратный рост пассажиропотока. Катон-Карагай и Зайсан традиционно привлекают туристов круглогодично. Это курортные зоны, интересные как летом, так и зимой. Особенно востребован будет Катон-Карагай – благодаря живописной природе, экологическим маршрутами и возможностям для активного отдыха в любое время года.
Следом за транспортной инфраструктурой в регионе может начаться бурное развитие туристической: появятся новые гостиницы, базы отдыха, объекты питания и придорожного сервиса. Это – проверенная логика роста: сначала дорога или аэропорт, затем – бизнес вокруг.
Территория аэропорта в Зайсане будет занимать 185 гектаров. Длина взлетно-посадочной полосы – 2200 метров. Плановая пропускная способность – от 150 до 200 пассажиров в час. В летний период, по оценке Минтранса, этот показатель будет расти за счёт сезонного туризма и школьных каникул.
Финансирование строительства осуществляется за счет средств РГП «Казаэронавигация».
Несмотря на компактные размеры и региональный формат, оба аэропорта проектируются с учетом современных требований: безопасная навигация, автоматизация процессов, будущие точки роста для пассажирских и грузовых перевозок. Помимо стандартной инфраструктуры для приема и отправки рейсов, на территории терминалов появятся торговые точки, кафе, сервисные зоны.
Министерство транспорта подчеркивает: Зайсан и Катонкарагай станут не просто точками прибытия и отправления, но полноценными хабами экономического роста данного региона и центрами новой логики развития Восточного Казахстана – динамичной, устойчивой и ориентированной на комфорт человека. Сдать оба аэропорта планируется до конца текущего года.