Поддержка регионов усилится: трансферты на 2026–2028 годы будут направлены на развитие инфраструктуры

Казахстан 22-11-2025, 11:30

На сегодняшнем пленарном заседании Сената Парламента РК вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин представил законопроект о размере трансфертов общего характера на 2026–2028 годы. По его словам, новый документ уменьшит зависимость регионов от республиканского бюджета и значительно усилит финансирование инфраструктурного развития.

Законопроект фиксирует доходы и расходы местных бюджетов на 2026–2028 годы, а также предлагает заранее утвердить объемы республиканских трансфертов и субвенций.

Жумангарин объяснил, как формировался бюджет развития.

«Местные бюджеты сбалансированы. Все базовые расходы учтены. Бюджет развития сформирован с учетом возможностей республиканского бюджета», — сказал он.

Главная цель проекта — постепенное сокращение зависимости регионов от республиканского бюджета и выравнивание доступности базовых услуг через введение региональных инфраструктурных стандартов. По словам министра, это направлено на «сокращение диспропорций в уровне инфраструктурной обеспеченности между регионами».

В 2026–2028 годах бюджет развития составит в общей сложности 9,1 трлн тенге. Жумангарин уточнил:

«Бюджет развития ежегодно увеличивается: 1,8 трлн тенге в 2026 году, 3,2 трлн — в 2027 году и 4,1 трлн тенге — в 2028 году».

Согласно проекту республиканского бюджета, расходы на 2026 год прогнозируются в диапазоне 27,7–27,8 трлн тенге, доходы — около 19,2 трлн тенге.

Министр также пояснил ситуацию с трансфертами, поступающими в местные бюджеты:

«Субвенции на 2026 год планируются в объеме 5,2 трлн тенге, а изъятия — 879,9 млрд тенге. По оценке правительства, зависимость местных бюджетов от республиканских средств снизится в среднем с 50,7% до 33%», — отметил Жумангарин.

Анализ: бюджетный баланс и риски дефицита

Разрыв между доходами и расходами (дефицитное давление)
Представленные на три года цифры показывают явные признаки роста дефицита на местном уровне. Если доходы местных бюджетов в 2026 году составят 10,7 трлн тенге, а расходы — 14,9 трлн, то предварительный разрыв — 4,2 трлн тенге.

Эта тенденция сохраняется и к 2028 году: доходы — 13,3 трлн тенге, расходы — 18,7 трлн.

Причины роста расходов министр объяснил так:

«Прогнозируемый объем текущих расходов местных бюджетов рассчитан с учетом индексации на инфляцию и ожидаемого увеличения числа потребителей государственных услуг», — сказал Жумангарин.

Обновление структуры трансфертов — шаг к большей самостоятельности
Главная идея законопроекта — постепенное уменьшение зависимости от трансфертов за счет роста собственных доходов регионов.

«При определении объема трансфертов общего характера были учтены текущие целевые трансферты с сохранением их назначения», — отметил министр.

Дополнительное финансирование отраслей — сельского хозяйства, водосберегающих технологий, содержания новых объектов — составит:
1,5 трлн тенге в 2026 году,
1,6 трлн — в 2027,
1,7 трлн — в 2028.

Это шаг к оживлению производственного сектора региональной экономики.

Модель донор – реципиент изменится
«В 2028 году Павлодарская область станет самодостаточной, а Мангистауская область снова будет донором», — прозвучало в докладе.

Это связано с изменением налоговой базы, ростом промышленного производства и увеличением объема инвестиций. Перераспределение бюджетного баланса между регионами — шаг не только экономически значимый, но и политически чувствительный.

Министр подчеркнул, что увеличение бюджета развития позволит обеспечить внедрение системы региональных стандартов на уровне 69,2%. Это серьёзный шаг к выравниванию качества инфраструктуры между регионами. Кроме того, финансирование крупных проектов — автомобильные и железные дороги, социальные объекты, а также капитализация АО «Бәйтерек» на 1 трлн тенге — ускорит экономическую динамику на местах.

Однако сохраняются и риски. Привязка региональных расходов к инфляции и росту населения усложняет долгосрочное устойчивое финансирование. Несмотря на снижение зависимости от трансфертов, если реформы по увеличению собственных доходов регионов окажутся недостаточными, структурный дефицит может сохраниться. Эффективность освоения средств, качественное выполнение проектов и коррупционные риски — ключевые зоны, требующие контроля.

С учетом этих факторов эксперты рекомендуют внедрение много сценарного бюджетирования по регионам, повышение прозрачности инфраструктурных стандартов, принятие долгосрочной стратегии роста местных доходов и формирование социально безопасного механизма перехода для областей, которые меняют статус с реципиента на донора.

Поделиться
0

Комментарии

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Новости ВКО

Новости Казахстана

Мировые новости